Месяц назад общество "Родной язык", учрежденное Владимиром Линдерманом, Евгением Осиповым, Александром Гапоненко и Эдуардом Сватковым, начало кампанию по сбору подписей за проведение референдума о признании русского языка вторым государственным языком Латвии.
За месяц было собрано около 7500 подписей из 10 000, необходимых для того, чтобы правительство Латвии приняло решение о проведении второго этапа подготовки к общенациональному референдуму. Учитывая, что законодательство отводит на сбор предварительных подписей год, порыв латвийского общества, направленный на поддержку русского языка, велик. На втором этапе уже 150 000 граждан Латвии должны согласиться с проведением референдума.
Столь высокий уровень поддержки идеи о втором государственном языке — яркое подтверждение тому, что Линдерман со товарищи попали в точку:
верхи не могут, а низы не хотят больше слышать назойливые заклинания в духе "Латвия была и будет моноэтническим государством".
Во-первых, не была. Даже если некоторые латыши в разговорах со мной неохотно соглашались: "Да, не была", то подчеркивали, что "только последние триста лет..." Триста или больше, но не была... Во-вторых, не будет. Ибо для того, чтобы реализовать вариант создания моноэтнической Латвии, придется воспользоваться старым добрым способом этнической депортации, который в свое время применила нацистская Германия до одобрения программы "окончательного решения еврейского вопроса". К чему привел данный "эксперимент", мы знаем.
И все же в Латвии даже сегодня есть желающие повторить опыт санирования по этническому признаку.
Один из наиболее одиозных — американец латышского происхождения Айварс Слуцис. Он покинул Латвию ребенком вместе со своей семьей, которая отступила вместе с нацистскими покровителями. Видимо, Слуцис так и застыл в своем прошлом, если продолжает писать о том, что он, врач, "не мог бы лечить русских так же, как других своих пациентов".
Бывший врач, а ныне президент Латвии Валдис Затлерс осудил такую "принципиальность" Слуциса: "Столь скандальное заявление, по сути, недостойно ни медика, ни человека вообще". Однако доктор Слуцис не сдается: даже после скандала с перепиской между ним и министром иностранных дел Валдисом Кристовскисом, где и прозвучала данная фраза, Слуцис не преминул ее повторить уже в одном из своих интервью. "Меня в 1992 году пригласили в Латвию работать врачом, но я сказал, что врач дал клятву — он обязан лечить всех одинаково, но в Латвии я бы не смог лечить русских так же, как латышей. В Америке мне все равно, американец ли или русский пациент. В Латвии же я бы дал преимущество латышу, но это не позволяет мне сделать клятва Гиппократа", — заявил он. У Слуциса нашлись последователи в самой Латвии: некий доктор Видиньш также "не может лечить русских шовинистов".
И со своего столь любимого конька репатриации около 500 000 русскоязычных Слуцис тоже не слезает. Правда, появились новые идеи: например, предоставлять латвийское гражданство каждому русскому, который любым способом убедит уехать из Латвии десять лиц одной с ним крови.
Какое отношение "феномен Слуциса" имеет к кампании за референдум о признании русского языка? Дело в том, что сей господин очень обиделся за то, что его пожурили за нацистские высказывания и даже исключили из рядов Гражданского союза, вернув Слуцису деньги, которые он пожертвовал на избирательную кампанию партии. Оскорбившись бывшими однопартийцами,
Слуцис тут же решил финансировать другое "святое" дело: кампанию по закрытию всех русских школ. Тоже через референдум. С грехом пополам — на сбор подписей националистам потребовалось больше года — они собрали 10 000 подписей.
И сейчас правительство приняло решение о начале второй фазы кампании, которая стартует в мае. Тот же Слуцис разубеждает латышей интересоваться русским языком: "Нет смысла изучать язык вымирающего народа..."
Вы думаете, на доктора стоит махнуть рукой? Отнюдь. Господин Кристовскис ответил-таки Слуцису, что он "согласен с его видением и оценкой". Да и я лично присутствовала на выступлении депутата Европарламента от Латвии Сандры Калниете, которая свою речь на пражской конференции "Демократия и свобода в мультиполярном мире" в октябре 2009 года начала с тезиса о том, что демографическая проблема является для России основной, а закончила заявлением о том, что
Россия продолжает быть угрозой для Латвии,
чем и была обусловлена ее подпись под обращением к Обаме "не покидать ее регион".
Самое главное — за оголтелостью Слуциса, который якобы ведет свой индивидуальный крестовый поход против русских, следуют вполне себе законодательные инициативы, направленные на дальнейшую дискриминацию по языковому принципу. Например,
тот самый референдум о запрете государственного образования на русском языке, который был инициирован еще одной националистической парламентской фракцией Сейма "Все — Латвии!" — ТБ/ДННЛ.
До того момента, пока латвийская политическая элита не осознала, что ответом на действия националистов стала реально масштабная акция, направленная на защиту русского языка, в Латвии было трудно встретить латыша, который осмелился бы публично осуждать национализм. Не то чтобы опасались чего-то, как-то неловко было.
Кроме откровенного успеха инициаторов референдума за русский язык, который поддержали те граждане Латвии, которые его уважают: русские, украинцы, евреи, латыши, — кампания послужила толчком для начала дискуссии внутри Латвии о том, как жить дальше. Вместе и без ненависти, так активно навязываемой сверху.
Сейчас ситуация меняется. Бывший глава МИДа Латвии Янис Юрканс в интервью газете "Час" заявил, что идею референдума не поддерживает, но считает важным придать русскому языку статус языка меньшинства. Да и давняя проблема с невероятным для страны — члена Евросоюза количеством неграждан, лишенных всех политических прав, стала темой для обсуждения латвийских политиков. В том же интервью "Часу" Юрканс вдруг занял позицию самых жестких критиков внутренней ситуации в Латвии: "Почему какой-то грек или испанец, который живет в Латвии полгода, может выбирать самоуправления, а русские, которые здесь родились, не могут? Вот это неправильно, я считаю".
Действительно, почему? Лично меня в этом году муниципалитет города Хельсинки зарегистрировал как своего "постоянного" жителя, и это уже дает мне возможность не только голосовать на муниципальных выборах, а баллотироваться в органы местного самоуправления. Более того, мои друзья, граждане Финляндии, обладали бы преимущественными правами по сравнению с местными жителями, реши они переехать в Латвию или Эстонию. Эстония своих неграждан с момента обретения независимости хотя бы допускает к голосованию на муниципальных выборах. А Латвия упорно не желает отказаться от уже изрядно надоевшей Европе дискриминационной политики.
Особенностью латвийской кампании по инициированию референдума является требование заверить у нотариуса каждую подпись. Процедура стоит 2 лата, примерно 70 рублей. Цена невелика, но для некоторых жителей Латвии и такая "копейка" — "рубль". Поэтому в случае с кампанией за референдум в защиту русского языка тот, кто может, платит сам и помогает тем, кто не в состоянии отдать даже 2 лата. На счет общества "Родной язык" поступают пожертвования. Именно на эти деньги и ведется кампания.
В муниципальные бюджеты общество, в отличие от националистов, не залезает.
Надо сказать, что партнеры Латвии по Евросоюзу не испытывают особого восторга по поводу национальной политики этой страны. Неоднократно разнообразные межправительственные организации разражались вежливыми нотациями. Реакция отсутствовала. Однако сейчас латвийские националисты решили показать всем "кузькину мать". 30 марта
Комитет министров Совета Европы в резолюции призвал Латвию в соответствии с конвенцией о защите нацменьшинств предоставить своим нацменьшинствам возможность в полной мере воспользоваться всеми преимуществами конвенции.
Это означает, что Латвия должна приложить усилия на законодательном и практическом уровне к тому, чтобы представители нацменьшинств могли использовать свой язык в общении с административными учреждениями и параллельно с латышским использовать топографические названия на своем языке.
Словно в ответ на данную рекомендацию 7 апреля Сейм большинством голосов принял предложенные объединением "Все — Латвии!" — ТБ/ДННЛ поправки к Кодексу административных правонарушений, предусматривающие существенное ужесточение наказания за нарушения в области использования государственного языка. Правозащитная группа Совета общественных организаций Латвии немедленно обратила внимание депутатов на то, что это предложение идет вразрез с рекомендациями международных организаций о необходимости прекратить карательную политику в области государственного языка.
Вы можете оставить свои комментарии здесь