Получилось символично: в тот самый момент, когда Президент РФ Владимир Путин, в Георгиевском зале Кремля, начал оглашать ежегодное послание Федеральному Собранию, в Красном зале Метрополя началось собрание фракции "Выбор России" образца 1993 года.

Погрузневшие и постаревшие либеральные "недобитки" обнимались, хлопали друг друга по плечам, шутили. Когда весело, когда не очень. Депутатов, избранных 20 лет назад в первую Государственную Думу, в тот же самый день, когда и была принята российская Конституция, собралось неожиданно много.

Почтили вставанием Егора Гайдара, Сергея Юшенкова, Сашу Кушнаря и других наших товарищей, не доживших до этого невеселого юбилея.

Поначалу немного расстроил тон выступления уважаемых коллег, общий смысл которого можно передать словами: "если бы был другой Президент, то в Георгиевском зале сидели бы мы".

Я так не думаю.

Заглянем в анамнез: попробуем полистать историю болезни российского либерализма.
Диалектический материализм, судя по всему, бюрократия учила лучше нас, просвещенных либералов, поэтому мы и заблудились в двух философских категориях: Бытия и Сознания.

В части бытия, либералы российского разлива купились на "севрюжину с хреном". Об этом еще 10 лет назад писал Михаил Ходорковский в своей статье "Кризис либерализма в России".

Не смогли наши "иконы" отказать себе в удовольствиях обеспеченной жизни и, увы, встроились в систему тотальной политической и экономической коррупции, созданную Кремлем. Начавши говорить "А", пришлось сказать и "Б" и "В"… Некогда передовой и боевой отряд либерализма — партия "Союз Правых Сил", совершила прилюдное меркантильное самоубийство.

Сегодня, даже неудобно вспоминать, как СПС решил объединиться с партией Андрея Богданова. Я про ту самую историю с тремя сопредседателями: политтехнологический фантом Вячеслава Суркова был яростно продавлен на последнем съезде партии.
Пламенная Валерия Новодворская, помнится, написала по этому поводу: "СПС не дождется венка на свою могилу: на выгребную яму венков не кладут".
А взять историю этого лета: позорное молчание либералов во время разгрома Российской академии наук?

Сегодня и стране, и нам либералам приходится оплачивать исторические счета за эту самую "севрюжину с хреном". Кровопийцы опять оказались милее ворюг. Народ захотел вернуть Железного Феликса на Лубянскую площадь.

А как вы хотели? Бытие.

Что же касается сознания, то здесь все сложнее.

Мы так и не смогли предложить свой ответ на возникшую дихотомию свободы и справедливости. Не сумели показать ее ложность. Соблазн такого ложного выбора нам навязали наши политические противники.

Сегодня можно с уверенностью сказать:

свобода без справедливости не дорога нашему народу. И дело здесь вовсе не в Путине. Народ идет не за большими деньгами, а за большими идеями.

Не устаю повторять: страны и нации к новым историческим рубежам двигает активное, творческое меньшинство. Мы — либералы, и есть именно такое меньшинство. Именно от нас ждала, и продолжает ждать идей разочарованная, усталая страна.

Нам, начавшим ключевые преобразования в стране, предстоит возвратить народу свободу, не забыв на этот раз о справедливости.

Баланс этих двух внеэкономических, нравственных категорий — главное условие исторического реванша либерализма в России и в политике, и в экономике.

Иван Стариков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены