Через три с половиной года после известных событий на Болотной площади бомба замедленного действия этого бесконечного дела вновь напомнила о себе. В Москве 3 декабря суд втайне от адвоката арестовал редактора сатирической газеты "Московская электричка" анархиста Дмитрия Бученкова. Причины произошедшего долго были не ясны — адвоката по соглашению Светлану Сидоркину к ее подзащитному не пустили, связь с ним оборвалась. Дело ведет следователь Алексей Добарин, ранее занимавшийся несколькими "узниками Болотной". По крайней мере так девушке анархиста Анне сказал один из участников обыска, прошедшего у них дома 2 декабря в 8:00. Это заставило друзей анархиста предположить, что он задержан по тому же делу. Догадку косвенно подтвердили и вопросы об участии Бученкова в событиях 6 мая 2012 года, которые следователи задали брату активиста Виталию.
Как рассказала Анна, в обыске дома у Дмитрия участвовали около 10 человек, включая сотрудников Центра по противодействию экстремизму.
Подробности произошедшего она разглашать не может — с нее взята соответствующая подписка.
По словам Анны, причину обыска сотрудники правоохранительных органов ей не назвали. Никаких документов они также не оставили. "Я не знаю, как все происходило вначале, потому что была с маленькой дочерью в другой комнате, мне нужно было время, чтобы одеться и успокоить ребенка", — рассказывает Анна. Позже Бученкова увезли на допрос, и связь с ним пропала.
И только 4 декабря Басманный суд официально подтвердил, что арест действительно произведен в рамках "болотного дела". По словам пресс-секретаря суда Анны Фадеевой, анархист обвиняется в применении насилия к представителю власти и участии в массовых беспорядках. Между тем друзья Бученкова утверждают — 6 мая 2012 года он на Болотной не был.
"Дима был в отпуске в Греции, мы с ним об этом разговаривали. Он рассказывал, как по телевизору смотрел эти события. Наверняка его отъезд зафиксирован в документах и легко проверяется",
— отмечает левый активист, друг Бученкова Иван Смирнов (имя изменено по его просьбе). Участник анархического движения "Автономное действие (социал-революционное)", товарищ либертария по организации Дмитрий Кузин подтверждает, что активист в то время был за границей.
Чтобы разобраться в происходящем, Каспаров.Ru попытался составить портрет возможного нового "узника Болотной".
Бученкову 35 лет, он профессиональный политолог, кандидат политических наук, защитил диссертацию по теме "Феномен анархизма в политической жизни России в конце XX века", преподает в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Пирогова. Как рассказала Анна, сейчас активист работает над историческим исследованием о зарождении государства.
Бученков — анархо-коммунист. "Своих убеждений он никогда не скрывал, не менял, и можно сказать, что всю жизнь им посвятил. В основном сейчас Дима занимается наукой", — рассказывает Анна. По ее мнению, именно честная политическая позиция, неудобная для власти — истинная причина преследования. "Я связываю его с активной гражданской позицией и повышенным чувством справедливости Димы. Ему никогда не было все равно", — говорит она.
"Дмитрий Бученков — человек крайне уравновешенный, до флегматичности, и предположить, что он мог при каких-то столкновениях руками и ногами махать — очень трудно. Фантастически трудно",
— пишет о нем анархист, редактор газеты "Воля" Влад Тупикин. Он считает, что в левом движении Бученкову не в последнюю очередь было интересно встроенное наблюдение в качестве ученого.
В анархическом движении, по словам товарищей, либертарий участвует с 1998 года. Как рассказал Кузин, он был среди основателей одной из крупнейших анархических организаций России — "Автономного действия" (сейчас он состоит в АД(СР) — одном из двух движений, на которые организация раскололась), участвовал в издании либертарного журнала "Автоном". Помимо анархизма и антифашизма, Бученкова интересовали экологические проблемы.
Он участвовал в защите Химкинского и Цаговского лесов, акциях экодвижения "Хранители радуги", протестовал против вредных производств (в частности, разработки никеля на Хопре).
Смирнов говорит, что общественная деятельность анархиста всегда была предельно прозрачной. "Дмитрия я знаю 11 лет. В "Автономном действии", а впоследствии в АД(СР), он всегда был официальным лицом организации. Он подавал заявки на митинги, организовывал мероприятия, на него регистрировались помещения. Это человек, который никогда не занимался ничем противозаконным. Если надо было сделать что-то, где нужно показать паспорт, указать имя-фамилию — это всегда был он", — рассказывает друг активиста. Подтверждает это и Кузин. "Редактируемая им газета была официально зарегистрирована, он выполнял все требования к СМИ", — подчеркивает он.
Также Бученков был одним из основателей недавно закрытого клуба Project V, базировавшегося на вегетарианской и левой идеях. На этой площадке проходили концерты, лекции, выставки, мастер-классы и кинопоказы на экологические и социальные темы. Практически накануне ареста политзаключенный Алексей Сутуга выступил там с рассказом о своих впечатлениях от Майдана (зимой 2013 года Сутуга был в Украине, где проживают его жена с ребенком). Примерно в это же время Бученков, как и Сутуга, был упомянут в конспирологическом материале Lifenews о якобы перенимающих опыт Майдана левых радикалах. После серии таких текстов Сутуга был задержан, и на первых допросах его, помимо прочего, расспрашивали о "поездке на Майдан", хотя дело было возбуждено по факту не связанной с событиями в Украине драки.
Некоторые знакомые Бученкова полагают, что именно дискуссия о происходящем в соседней стране могла стать "красной тряпкой" для властей и нынешнее дело — месть за открытый разговор на больную тему.
Кроме того, как сообщил источник в анархическом движении, после ареста Сутуги на Бученкова напали. "Он возвращался из своего клуба, когда на него напали несколько человек. Мы тогда посчитали, что это акция "эшников" (сотрудников Центра "Э" — прим. Каспаров.Ru), потому что националистам он был не нужен. Диму сильно избили, он долго лежал в больнице. Потом в их клуб пришли сотрудники Центра "Э". Как рассказывают анархисты, визит людей из правоохранительных органов произошел после драки на территории прилегавшей к клубу промзоны, которую устроил некий пьяный мужчина. По их мнению, она была лишь предлогом для атаки на заведение. Клуб опечатали, а вскоре и закрыли — администрация промзоны отказалась продлевать договор с Project V.
Впрочем, по мнению друзей, активистская деятельность Бученкова и прежде раздражала власти.
"Естественно, в связи с тем, что Дмитрий всегда был публичной фигурой, он привлекал внимание правоохранительных органов. Ему пытались создавать проблемы.
У себя на родине, в Нижнем Новгороде, из-за давления местного Центра "Э" он лишился работы преподавателя в одном из вузов. Насколько я помню, ему дали понять, что другую работу такого плана он в Нижнем уже не найдет. В связи с этим Дмитрий был вынужден приехать в Москву",
— вспоминает Смирнов. Однако, насколько ему известно, в Москве сотрудники Центра по противодействию экстремизму такого пристального интереса к Бученкову не проявляли. Смирнов полагает, что это отчасти объясняется тем, что в столице у них меньше рычагов для неприкрытого давления и больше выбор потенциальных "мишеней". Тем не менее они хорошо знали анархиста как заявителя акций.
В свою очередь Кузин уверен, что преследование Бученкова связано с его журналистской деятельностью. Редактируемая им газета-комикс "Московская электричка" по форме представляет набор забавных историй из жизни пассажиров этого вида транспорта, но по факту — это острый иносказательный рассказ об актуальных политических и социальных темах — забастовке дальнобойщиков, войне в Сирии, коррупции, российских спецслужбах и вербовщиках ИГИЛ. Герои тоже узнаваемые.
"Маша-Няша — модница и мечтательница, приехала покорять столицу. Зам Зам Иван Геннадьевич — это значит Заместитель Заместителя руководителя департамента по финансовому мониторингу и нанотехнологиям Правительства Москвы, вы поняли, да? Отец Лаврентий — непримиримый борец со всеми семью грехами, …а также жена его Аграфена Геннадьевна, Независимый Эксперт Ботаник, Доктор Лисичка, пенсионер Симеон Маркович, дядя Миша Огородник, Серега из Балашихи, сержант полиции Оприщенко…", — перечисляют их создатели на сайте проекта.
"Тираж газеты около 50 тысяч экземпляров, ее бесплатно раздавали пассажирам. Ее цель — чтобы люди могли в смешной форме ознакомиться с политическими событиями. Материалы касались коррупции в правоохранительных органах, внешнеполитических вопросов. Естественно, никаких экстремистских текстов там не было.
Я думаю, власти испугались, что кто-то начал с народом говорить на доступном языке и люди стали проявлять интерес",
— говорит Кузин. Он уверен, что дело Бученкова — атака на свободу слова. Согласны с ним и товарищи по "Конфедерации прямой демократии".
Другой источник в анархическом движении придерживается того же мнения и рассказывает о странном совпадении — за пару недель до задержания Бученкова другого автора издания заключили в СИЗО. Формально обвинение с политикой не связано. Товарищи предполагают, что это дело может быть сфальсифицировано. Два ареста за такой короткий срок они считают неслучайными. Перед арестом Бученков с товарищами готовили пятый выпуск издания.